Развитие велоинфраструктуры в Санкт-Петербурге
На 2024 год Санкт-Петербург обладает крайне фрагментированной и недостаточно развитой сетью велоинфраструктуры. По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры города, совокупная длина велодорожек и велополос составляет около 160 километров на весь город. Для сравнения, в Берлине — более 1200 километров, при сопоставимом населении.
Большинство существующих велосипедных маршрутов:
- Расположены урывками, не соединяются в единую сеть
- Не оборудованы защитой от автомобильного трафика
- Плохо обозначены, особенно в центральных районах
Отдельные элементы инфраструктуры доступны в районах Крестовский остров, Приморский парк Победы и Новая Голландия, но они носят скорее рекреационный характер и не решают задачи повседневной городской мобильности.
Основные проблемы, влияющие на безопасность велопоездок
Безопасность — один из ключевых факторов популярности велотранспорта. В Петербурге велосипедисты сталкиваются с рядом системных проблем, напрямую угрожающих их жизни и здоровью.
Высокий уровень ДТП с участием велосипедистов
Согласно ГИБДД Санкт-Петербурга, только в 2023 году произошло 64 дорожно-транспортных происшествия с участием велосипедистов, в результате которых 8 человек погибли, а 59 получили травмы. Большинство аварий произошло на магистральных улицах с отсутствием велоинфраструктуры.
Отсутствие разделения потоков
Наиболее частая причина инцидентов — отсутствие физического или визуального разграничения между велосипедистами, пешеходами и автотранспортом. Велосипедисты часто вынуждены:
- Ехать по проезжей части, конкурируя с автомобилями
- Перемещаться по тротуарам, рискуя спровоцировать столкновения с пешеходами
Недостаточная освещённость и разметка
Многие участки, особенно на окраинах города, не имеют качественного освещения и дорожной разметки. Это делает езду в тёмное время суток крайне опасной.
Потребность в развитии велодорожек и выделенных полос
Для формирования безопасной и эффективной велосреды требуется масштабное развитие специализированной инфраструктуры.
Приоритетная потребность:
- Выделенные велополосы на проезжей части с физическими барьерами
- Связная сеть велодорожек, охватывающая ключевые районы: центр, спальные районы, транспортные узлы
- Удобные съезды, велопереезды, организованные пересечения с автотранспортом
Наиболее дефицитные районы:
Район Санкт-Петербурга |
Длина велоинфраструктуры (км) |
Степень покрытия района (%) |
Невский |
6 |
3 |
Фрунзенский |
5 |
2 |
Калининский |
7 |
3 |
Центральный |
12 |
8 |
Приморский |
20 |
12 |
Такие цифры демонстрируют явную необходимость приоритетного инвестирования в районы с высокой плотностью населения и слабым транспортным обслуживанием.
Влияние городской политики на удобство велопередвижения
Решения городских властей играют решающую роль в формировании условий для использования велосипеда как транспорта. Однако на текущем этапе:
- Велосипед не рассматривается как полноценный транспортный элемент
- Основные инвестиции направляются в пользу автомобильной инфраструктуры
- Отсутствуют чёткие цели и стратегии развития велосети, подобные Стратегии Мобильности, принятой в Париже
В 2022 году Координационный совет по развитию велоинфраструктуры при правительстве Санкт-Петербурга был расформирован. Это затормозило принятие стратегических решений и нанесло ущерб диалогу между властями и велосипедистами.
Роль гражданского участия и обращений к властям
Один из наиболее действенных механизмов влияния на городскую политику — это активности горожан, коллективные и индивидуальные обращения в органы власти.
Как обращения помогают:
- Концентрируют внимание чиновников на конкретных проблемах
- Формируют внутреннюю статистику и запрос на изменения
- Запускают процесс внесения предложений в градостроительные планы
Платформа «Велоинфраструктуризация Санкт-Петербурга» предлагает удобный способ направить официальный запрос всего за две минуты. Система генерирует юридически корректное обращение, автоматически отправляемое в профильные ведомства.
С 2020 года было отправлено более 11 000 обращений, что способствовало появлению проектов новых маршрутов, например, вдоль Обводного канала и в районе Южной дороги.
Лучшие практики и примеры из других городов
Многие европейские города прошли путь быстрого и эффективного развития велоинфраструктуры. Оттуда можно заимствовать ключевые подходы.
Успешные примеры:
Амстердам:
- Сеть из более чем 767 км велодорожек
- Приоритет велосипедистов на большинстве перекрёстков
- Расширенные парковочные зоны и станции обслуживания
Копенгаген:
- 62% всех рабочих поездок совершаются на велосипеде
- Побудительные стимулы для бизнеса: налоговые вычеты за велопарковки
- Разделение улиц по зонам скорости и типу транспорта
Париж:
- План «Plan Vélo» на 2021–2026 годы: 250 млн евро инвестиций
- Единые стандарты разметки, навигации и освещённости
Эти модели показывают, что при должной политической воле развитие велоинфраструктуры возможно в кратчайшие сроки.
Технические решения для повышения безопасности велосипедистов
Безопасность велосипедистов зависит не только от наличия дорожек, но и от качества технических решений при реализации инфраструктурных проектов.
Важнейшие элементы:
- Физические разделители между велополосой и авто/moto трафиком: бордюры, столбики
- Переезды велосипедистов через проезжую часть с собственными светофорами
- Велопарковки с антивандальной защитой рядом с метро, ТЦ, мостами
Современные технические стандарты проектирования:
Элемент |
Требование |
Ширина велополосы |
От 1.5 до 2 м в одном направлении |
Минимальное расстояние до проезжей части |
0.5 м (без физического барьера) |
Уклон покрытия |
Не более 5% для безопасного разгона/торможения |
Материал покрытия |
Асфальтобетон/резинобитум, без скольжения |
Соблюдение этих требований — залог долговечности, комфорта и безопасности велоинфраструктуры.
Информационная доступность и просвещение велосипедистов
Часто проблемой становится не только отсутствие инфраструктуры, но и отсутствие знаний о её использовании.
Основные направления просвещения:
- Обучение правилам дорожного движения для велосипедистов, начиная со школы
- Создание карты веломаршрутов и сервисов — актуальной, обновляемой и удобной
- Проведение общегородских мероприятий: велофестивали, мастер-классы, акции безопасности
Примеры успешных информационных продуктов:
- «Карта удобного Санкт-Петербурга» — интерактивная карта с маршрутами и ремонтными станциями
- Видеоуроки по ПДД на Youtube-канале Комитета по транспорту
- Информационные стойки с правилами дорожного движения в местах проката (как в ЦПКиО)
Развитие велокультуры возможно только при информационной поддержке, позволяющей каждому жителю безопасно и осознанно пользоваться велосипедом в городе.
Санкт-Петербургу необходима новая транспортная философия: экологичная, безопасная и эффективная. Велосипед может и должен стать частью этого будущего. Это возможно, если городские власти, инженеры, жители и активисты начнут действовать в одном направлении — по пути велоинфраструктуризации.
|