Цель «Велоинфраструктуризации Санкт-Петербурга» —
показать запрос общества
на велосипедную инфраструктуру в городе
Подробнее о проекте

Развитие велоинфраструктуры в Санкт-Петербурге

На 2024 год Санкт-Петербург обладает крайне фрагментированной и недостаточно развитой сетью велоинфраструктуры. По данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры города, совокупная длина велодорожек и велополос составляет около 160 километров на весь город. Для сравнения, в Берлине — более 1200 километров, при сопоставимом населении.

Большинство существующих велосипедных маршрутов:

  • Расположены урывками, не соединяются в единую сеть
  • Не оборудованы защитой от автомобильного трафика
  • Плохо обозначены, особенно в центральных районах

Отдельные элементы инфраструктуры доступны в районах Крестовский остров, Приморский парк Победы и Новая Голландия, но они носят скорее рекреационный характер и не решают задачи повседневной городской мобильности.

Основные проблемы, влияющие на безопасность велопоездок

Безопасность — один из ключевых факторов популярности велотранспорта. В Петербурге велосипедисты сталкиваются с рядом системных проблем, напрямую угрожающих их жизни и здоровью.

Высокий уровень ДТП с участием велосипедистов

Согласно ГИБДД Санкт-Петербурга, только в 2023 году произошло 64 дорожно-транспортных происшествия с участием велосипедистов, в результате которых 8 человек погибли, а 59 получили травмы. Большинство аварий произошло на магистральных улицах с отсутствием велоинфраструктуры.

Отсутствие разделения потоков

Наиболее частая причина инцидентов — отсутствие физического или визуального разграничения между велосипедистами, пешеходами и автотранспортом. Велосипедисты часто вынуждены:

  • Ехать по проезжей части, конкурируя с автомобилями
  • Перемещаться по тротуарам, рискуя спровоцировать столкновения с пешеходами

Недостаточная освещённость и разметка

Многие участки, особенно на окраинах города, не имеют качественного освещения и дорожной разметки. Это делает езду в тёмное время суток крайне опасной.

Потребность в развитии велодорожек и выделенных полос

Для формирования безопасной и эффективной велосреды требуется масштабное развитие специализированной инфраструктуры.

Приоритетная потребность:

  • Выделенные велополосы на проезжей части с физическими барьерами
  • Связная сеть велодорожек, охватывающая ключевые районы: центр, спальные районы, транспортные узлы
  • Удобные съезды, велопереезды, организованные пересечения с автотранспортом

Наиболее дефицитные районы:

Район Санкт-Петербурга Длина велоинфраструктуры (км) Степень покрытия района (%)
Невский 6 3
Фрунзенский 5 2
Калининский 7 3
Центральный 12 8
Приморский 20 12

Такие цифры демонстрируют явную необходимость приоритетного инвестирования в районы с высокой плотностью населения и слабым транспортным обслуживанием.

Влияние городской политики на удобство велопередвижения

Решения городских властей играют решающую роль в формировании условий для использования велосипеда как транспорта. Однако на текущем этапе:

  • Велосипед не рассматривается как полноценный транспортный элемент
  • Основные инвестиции направляются в пользу автомобильной инфраструктуры
  • Отсутствуют чёткие цели и стратегии развития велосети, подобные Стратегии Мобильности, принятой в Париже

В 2022 году Координационный совет по развитию велоинфраструктуры при правительстве Санкт-Петербурга был расформирован. Это затормозило принятие стратегических решений и нанесло ущерб диалогу между властями и велосипедистами.

Роль гражданского участия и обращений к властям

Один из наиболее действенных механизмов влияния на городскую политику — это активности горожан, коллективные и индивидуальные обращения в органы власти.

Как обращения помогают:

  • Концентрируют внимание чиновников на конкретных проблемах
  • Формируют внутреннюю статистику и запрос на изменения
  • Запускают процесс внесения предложений в градостроительные планы

Платформа «Велоинфраструктуризация Санкт-Петербурга» предлагает удобный способ направить официальный запрос всего за две минуты. Система генерирует юридически корректное обращение, автоматически отправляемое в профильные ведомства.

С 2020 года было отправлено более 11 000 обращений, что способствовало появлению проектов новых маршрутов, например, вдоль Обводного канала и в районе Южной дороги.

Лучшие практики и примеры из других городов

Многие европейские города прошли путь быстрого и эффективного развития велоинфраструктуры. Оттуда можно заимствовать ключевые подходы.

Успешные примеры:

Амстердам:

  • Сеть из более чем 767 км велодорожек
  • Приоритет велосипедистов на большинстве перекрёстков
  • Расширенные парковочные зоны и станции обслуживания

Копенгаген:

  • 62% всех рабочих поездок совершаются на велосипеде
  • Побудительные стимулы для бизнеса: налоговые вычеты за велопарковки
  • Разделение улиц по зонам скорости и типу транспорта

Париж:

  • План «Plan Vélo» на 2021–2026 годы: 250 млн евро инвестиций
  • Единые стандарты разметки, навигации и освещённости

Эти модели показывают, что при должной политической воле развитие велоинфраструктуры возможно в кратчайшие сроки.

Технические решения для повышения безопасности велосипедистов

Безопасность велосипедистов зависит не только от наличия дорожек, но и от качества технических решений при реализации инфраструктурных проектов.

Важнейшие элементы:

  • Физические разделители между велополосой и авто/moto трафиком: бордюры, столбики
  • Переезды велосипедистов через проезжую часть с собственными светофорами
  • Велопарковки с антивандальной защитой рядом с метро, ТЦ, мостами

Современные технические стандарты проектирования:

Элемент Требование
Ширина велополосы От 1.5 до 2 м в одном направлении
Минимальное расстояние до проезжей части 0.5 м (без физического барьера)
Уклон покрытия Не более 5% для безопасного разгона/торможения
Материал покрытия Асфальтобетон/резинобитум, без скольжения

Соблюдение этих требований — залог долговечности, комфорта и безопасности велоинфраструктуры.

Информационная доступность и просвещение велосипедистов

Часто проблемой становится не только отсутствие инфраструктуры, но и отсутствие знаний о её использовании.

Основные направления просвещения:

Основные направления просвещения:
  • Обучение правилам дорожного движения для велосипедистов, начиная со школы
  • Создание карты веломаршрутов и сервисов — актуальной, обновляемой и удобной
  • Проведение общегородских мероприятий: велофестивали, мастер-классы, акции безопасности

Примеры успешных информационных продуктов:

Примеры успешных информационных продуктов:
  • «Карта удобного Санкт-Петербурга» — интерактивная карта с маршрутами и ремонтными станциями
  • Видеоуроки по ПДД на Youtube-канале Комитета по транспорту
  • Информационные стойки с правилами дорожного движения в местах проката (как в ЦПКиО)

Развитие велокультуры возможно только при информационной поддержке, позволяющей каждому жителю безопасно и осознанно пользоваться велосипедом в городе.

Санкт-Петербургу необходима новая транспортная философия: экологичная, безопасная и эффективная. Велосипед может и должен стать частью этого будущего. Это возможно, если городские власти, инженеры, жители и активисты начнут действовать в одном направлении — по пути велоинфраструктуризации.